«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
«Доступная среда» — это разнообразные меры, поддерживаемые на федеральном и региональном уровне и способствующие реабилитации и абилитации инвалидов и других людей, относящихся к малоподвижной группе населения.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому образовательная организация принимает на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него.
В соответствии с требованиями ФГОС ОО УО (ИН) по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашей школе способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Для осуществления образовательного процесса в школе-интернате используются 12 учебных комнат, закрепленные за каждым классом и 5 специализированных кабинетов.
Кабинет психолога оснащен психодиагностическим инструментарием, что позволяет обеспечить психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ современными технологиями.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для проведения практических занятий в школе-интернате имеется 2 учебные мастерские, кабинет психологической разгрузки.
Оснащенная специальным оборудованием сенсорная комната (кабинет психологической разгрузки) позволяет улучшить эмоциональное состояние инвалидов и лиц с ОВЗ, снять беспокойство, нервное возбуждение и тревожность; активизировать мозговую деятельность.
Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школа-интернат имеет библиотеку с фондом литературы, как учебной, так и художественно-методической. Библиотека оснащена компьютером.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе-интернате оборудованы спортивный зал и зал лечебной физкультуры.
Для проведения занятий по лечебной и адаптивной физкультуре зал ЛФК оснащен специальным оборудованием, которое позволят развить общую моторику, координацию и ловкость движений, повысить двигательную активность инвалидов и лиц с ОВЗ (мягкие модули, тренажеры, массажные мячи и коврики, балансировочные подушки).
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все классные комнаты, учебные и специализированные кабинеты оснащены различными видами средств обучения и воспитания: наглядными и демонстрационными материалами. Они используются в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Российское законодательство предусматривает гарантии равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в КГБОУ «Воеводкая общеобразовательная школа-интернат» созданы:
Условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа в здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
- организована помощь работников школы-интерната при посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом, в том числе с использованием кресла-коляски;
- предоставление сменного кресла-коляски;
- расширены входные дверные проемы;
- наличие в школе-интернате вывески с названием организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне;
Условия безбарьерного перемещения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) внутри здания:
- выполнено контрастное цветовое ограничение верхних, нижних ступеней на лестничных пролетах и перилах;
- продублированы названия кабинетов шрифтом Брайля;
- оборудована туалетная комната для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Конструктивные особенности здания КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» (дата постройки учебного корпуса – 1958 г., спального корпуса – 1975 г.; дата ввода в эксплуатацию — 1989 г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ.
Информация о специальных условиях питания
В школе-интернате осуществляется бесплатное горячее питание для всех категорий обучающихся. Питание в школе организуется на основе утвержденного перспективного меню для разных возрастных категорий обучающихся.
В школе организовано пятиразовое питание для интернированных обучающихся и двухразовое для приходящих обучающихся. Ежедневно осуществляется контроль за качеством питания, выполнением натуральных норм пищевой и энергетической ценности продуктов, за выполнение санитарных норм и правил питания.
Информация о специальных условиях охраны здоровья
Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется медицинской сестрой. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием. Имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеется доступ в сеть Интернет, скорость работы сети Интернет (тип подключения — ВОЛС): до 50 Мбит/с.
Провайдером обеспечивается контентная фильтрация (запрещён доступ к большинству ресурсов, противоречащих целям образования).
Педагогам предоставляется доступ к информационным системам в учебных кабинетах, предметных кабинетах и мастерских, библиотеке, учительской.
Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на факультативных занятиях в компьютерном классе согласно расписания.
Для информирования о деятельности общеобразовательной организации имеется официальный сайт с наличием адаптированной версии для слабовидящих.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Собственных электронных образовательных ресурсов образовательная организация не имеет.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:
https://edu.gov.ru/ – сайт Министерства просвещения РФ
https://minobrnauki.gov.ru/— сайт Министерства науки и высшего образования РФ
http://www.edu.ru/ — Российское образование. Федеральный портал
http://window.edu.ru/ — Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/ — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
КГБОУ Воеводская общеобразовательная школа интернат (zhit-vmeste.ru) - карта доступности объектов Интернет-портала «Жить вместе» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»:
Перечень электронных образовательных ресурсов
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения учебных и внеклассных занятий применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия информации обучающимися с различными нарушениями.
Учебные классные комнаты, кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:
интерактивные комплексы (проектор),
интерактивные доски,
компьютеры,
ноутбуки,
телевизор,
видеоплеер,
принтеры, МФУ.
Информация о количестве жилых помещений в интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеется в наличии интернат на 58 мест, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Интернат полностью обеспечен мягким и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам. Для проживающих в интернате оборудованы спальни, групповые комнаты, имеется большой телевизор, раздельные санузлы, комната гигиены, душевая.
Государственная программа «Доступная среда» была разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года.
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
«Доступная среда» в КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» — это особое пространство, в котором дети с ограниченными возможностями здоровья могут чувствовать себя без ограничений.
«Доступная среда» обеспечивает:
— создание в КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
— социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
— реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья, что будет способствовать их полноценному участию в жизни.
Планируя работу по «Доступной среде», мы опирались на российский и региональный опыт.